Friday, May 13, 2011

Хайку для домохозяек (russian haiku)

В одном из своих постов я публиковала свои "хайку", --нерифмованниые стишки в 3 строчки. После этого мне захотелось побольше узнать об этой форме японской поэзии.
Я набрала книжек про хайку в бибилиотеке и теперь почитываю в свободное время. И могу сказать, что это меня захватило. Оказывается, писать хайку надо по определенным правилам, так что когда их сочиняешь, то практически решаешь мини-головоломки. Ну типа судоку (только там цифры, а в хайку поиск нужных слов). Вот основные правила хайку, которые я прочла в книжке "Haiku in English" by Harold G. Henderson:

Правило №1: хайку состоит из 17 японских слогов (5-7-5). Это правило не очень-то применимо к русскому языку, так как мы используем буквы, а не слоговые иероглифы. Но в общем можно стараться следовать этому правилу, в том смысле, что 1 и 3 строчки могут быть короче чем 2.
Правило №2: хайку содержит намек на определенное время года.
Правило №3: хайку относится к одному определенному событию.Также желательно выразить эмоциональное состояние, связанное с этим событием.Если вы прочли хайку и не можете понять что чувствовал автор--это неудачное хайку.
Правило №4: хайку обращается к событию, которое пройсходит сейчас, а не в прошлом.

Вот и все основные правила. Наверное существует много отступлений от этих правил, но я пока про них не прочитала.
Скажу я вам, сочинять стало гораздо сложнее, после того, как я решила следовать этим правилам. Но мне пока все равно нравится, это как маленькая головоломка и мне приятно заниматься этим в свободное время или когда мне скучно...

Я сочинила несколько стишков, следуя правилам. Это конечно намного труднее и до совершенства мне очень далеко. Попробуйте сами, если желаете. Правила вы теперь знаете :-))
***
Розы бутон
Как туго спелёнутый младенец
Лежит на моей ладони
***
Россыпь лепестков
На серой земле—красные стружки
Розочка отцветает
***
Склонилась над ноутбуком
Вдруг вижу—маленькая калибри
Порхает за окном
***
Авокадо кубики
Режу. Как жаль что сегодня
Тебя не могу угостить...

Эти розочки у меня сейчас цветут.

Ну как вас кажется, теперь мои вирши немножко больше похоже на хайку?

Желаю отличных выходных.

6 comments:

  1. Красиво получилось! Да, это нам кажется, что стихи - это полная импровизация, но на самом деле там довольно жесткие правила.
    Проверь слово "спеленнаный" - такого нет, есть "спеленутый".
    Sofy

    ReplyDelete
  2. Sofy: да ты права, посмотрела в словаре и нашла слово "спелёнутый"
    Вот еще один плюс написания хайку--чтобы не забывать русский язык. С настоящими хайку особо не поимпровизируешь... Зато когда найдешь удачное слово, такая радость :-))

    ReplyDelete
  3. Эмоциональная весна -
    Родился чудесный мальчик!
    Нет счастья больше!
    Kate.

    ReplyDelete
  4. Kate: Молодец! я рада, что ты тоже прониклась этим видом поэзии. Будем сочинять еще :-))

    ReplyDelete
  5. Я помню в школе, на уроке литературы у нас было задание сочинить хайку. Нам еще правила давали что в первой строке столько-то слогов, во второй столько-то... забавно было!
    Kate.

    ReplyDelete
  6. Kate: Вам хорошо, а в нашей школьной программе такого не было :-(
    Ну ничего, выучить что-то интересное никогда не поздно :-)

    ReplyDelete